Каталог статей

Один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения — толстовства. Умер 7 ноября года, станция Астапово, Тамбовская губерния. Афоризмы, цитаты, высказывания Толстой Лев Николаевич В искусстве все чуть-чуть. Знание — орудие, а не цель. Живут лишь те, кто творит добро. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Арзамасский ужас

Лев Толстой в пространствах приязни и неприятия Мы будем такими, для которых нет места. Предисловие к проблеме Множество людей, читая позднего Толстого-мыслителя, испытывают смешанное чувство неловкости и гаснущего пиетета перед великим именем, за которым стоит неоспоримый по своему художническому великолепию мир Толстого-писателя. Несводимость без остатка этих двух ипостасей в единство творческого лица очевидна, - сколько бы ни толковала о наличии такового реабилитирующая филология и история отечественной мысли.

Урок по теме Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Картины войны вызывают у читателя страх смерти и отвращение к ней.

Михайловский, заключая разбор последнего произведения гр. Толстого"Хозяин и работник", обмолвился, как бы в раздумьи каком-то, несколькими замечательными словами, которые нам показались и новыми, и неожиданными в этом писателе. Но прежде, чем привести их, и чтобы объяснить их значительность, скажем два слова о том, к чему они относятся. Указывая на аналогию"Хозяина и работника" со"Смертью Ивана Ильича", рассказом"Три смерти" и отдельными эпизодами из других крупных произведений гр.

Михайловский справедливо замечает, что чувство смерти, точнее - тревога о ней, как о заключении всех радостей земных, доминирует над всеми изумительно начертанными сценами"войны" и"мира","детства" и старости, семейных радостей и политических тревог, которые образуют необозримый и яркий ковер живописи великого художника. Несправедливо он оговаривает далее, что этот страх, эта тревога есть лишь оборотная сторона его чрезмерной"жажды жизни","страстной привязанности к ней"; несправедливо - ибо под углом такого зрения знаменитый романист представился бы нам похожим на тех жадных сибаритов древнего мира, которые хотели бы удвоенно жить и после еды, напр.

Страх смерти в Толстом постоянен; правильнее - постоянен в нем ужас перед тем сумраком, который нас ожидает после того, что мы зовем смертью, и который не есть ничто, не есть и что-нибудь определенное, нам сколько-нибудь известное. Страх ли это неведения, тревога ли за грех свой, не открытый земле и который страшно открыть и небу - это личная тайна нашего великого писателя.

Несомненно, однако, что именно жить там хотелось бы ему; не наслаждаться, пожалуй даже не радоваться, не быть в каком-либо смысле счастливым, но что-то узнать, что-то нужное и непоправимое здесь, на земле, перед людьми - исправить там, не перед человеком Во всяком случае, повторяем, в точке зрения г. Михайловского много правды, и много правды в том, что он подмечает в стараниях Толстого преодолеть этот страх; так, он говорит:

Приступы патологического страха смерти Приступы страха смерти у него были еще в очень ранней молодости. Вспоминая свои ребяческие"умствования", уничтожившие в нем, как он выразился,"свежесть чувства и ясность рассудка" он уже и тогда переживал эти приступы болезненного страха смерти, вследствие чего он прибегал к покаянию, стегал себя по голой спине веревкою. Причину этих приступов он сам находил в"неестественно развившемся сознании". По-видимому, эти приступы страха смерти в молодости были не так сильны.

Позже эти приступы как мы увидим ниже принимали более тяжелый характер и составляли центр внимания Толстого. А именно, в году появляются наиболее тяжелые приступы патологического страха смерти.

Толстой изучает проблему смерти, главным образом, в двух аспектах. Во- первых, с точки зрения правомерности возникновения страха смерти и.

Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть. В этом все большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с Богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.

Таковы грехи, препятствующие соединению любовью души человеческой с Богом и другими существами. Суеверия же, оправдывающие грехи и соблазны, суть: Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно уясняющаяся людям религиозная истина была раз навсегда открыта и что известные люди, присвоившие себе право учить людей истинной вере, находятся в обладании единой, раз навсегда выраженной религиозной этой истины. Для борьбы этой человек должен делать усилия. Для людей же, понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии, совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с Богом и другими существами, нет и не может быть смерти.

Душа не была и не будет, а всегда есть в настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему. Не нужно же знать человеку того, что будет с его душою, потому, что если он понимает жизнь свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное все большее и большее соединение своей души с душами других существ и Богом, то жизнь его не может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится, то есть ничем не нарушимым благом.

Л. Толстой. О ЖИЗНИ

Толстой в юности, зрелости, старости Кто-то из психологов заметил: Не внешне, что вполне возможно. А в личностном плане.

Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни." Нет смерти", говорит людям голос истины."Я есмь воскресение и жизнь;.

Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции. Десять лет, прошедших после отлучения от церкви, больной престарелый писатель противостоял натиску темных сил. Подошла осень года Кроме немногих доверенных лиц, никто в России не знал ни адреса, ни истинной причины, заставившей его покинуть насиженное гнездо.

Четырехдневное скитанье, порой под проливным дождем, приводит великого старца на безвестный полустанок. Болезнь, чужая койка, огласка Там, за стеной, один на один со смертью Лев Толстой.

3. Страх смерти

Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, тот учит их жить. Одно имя особенно привлекло его внимание. Даже не имя — инициалы, которые Достоевский, обращаясь к этнографу и юристу Е. Якушкин, увы, выполнить просьбу не в состоянии.

повести Толстого ни на миг не усомнился, что неизвестный автор (рукопись . Страх смерти исподволь переходит в искушение смертью, навязчивым.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни. Толстой Другие, напротив, любят здравый смысл: Наконец, третьи предпочитают в любой ситуации идти на лобовую атаку со своим страхом. Пусть будет самое плохое, наплевать! Мы должны использовать мысль, если хотим правильно оценивать ситуацию и не путать свою фантазию прогноз с реальным положением дел. Настоящее - то единственное, что подлинное существует, остальное же - игра памяти и воображения.

А ставить на кон такой игры качество своей жизни - это, по меньшей мере, неправильно. Сила здравого смысла - вещь великая, если мы хотим преодолеть преувеличения, в которых так преуспевают наши страхи. Так что сила в правде!

Лев Толстой. Арзамасский ужас

К патографии Льва Толстого. ХХ К вопросу об эпилептических припадках у Льва Толстого. О том, что Лев Толстой страдал какими-то припадками, -было известно давно. Еще Ломброзо говорил об этих припадках, определяя эти припадки, как эпилептические, и утверждал, что они сопровождались галлюцинациями, а также считал эти припадки наследственными.

Лев Толстой - цитаты и афоризмы о смысле жизни, одиночестве, свободе и Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну.

Жизнь и творчество Вступление Поколение русских людей, вступившее в сознательную жизнь между восьмидесятыми и девяностыми годами столетия, находится в таком трудном и ответственном положении относительно будущего русской культуры, как, может быть, ни одно из поколений со времени Петра Великого. Во всяком же действии, научно-историческом или художественном, они поневоле сближаются, соединяются, никогда, впрочем, не смешиваясь и не сливаясь окончательно.

Толстого и Достоевского, несмотря на глубочайшие западные влияния, сказывается и самобытная русская идея, правда, с меньшей степенью ясности и сознательности, чем идеи общеевропейские. В этом недостатке ясности и сознания до сей поры заключалась главная слабость учителей славянофильства. Тогда как западники могли указать на общеевропейскую культуру и на подвиг Петра, как на определенный и сознательный идеал, славянофилы обречены были оставаться в области романтических смутных сожалений о прошлом, или столь же романтических и смутных чаяний будущего, могли указать только на чересчур ясные, но неподвижные и омертвевшие исторические формы, или на слишком неясные, бесплотные и туманные дали, на то, что умерло, или на то, что еще не родилось.

Западничество казалось Достоевскому реальнее славянофильства, потому что первое могло указать на определенное явление европейской культуры, тогда как второе, несмотря на все свои поиски, не нашло ничего равноценного, равнозначащего, и, вместе с тем, столь же определенного и законченного в русской культуре. Так думал Достоевский в году.

Лев Толстой. О смерти и бессмертии

Перейти к загрузке файла Страх смерти Огромное значение в жизни Л. Толстого имело чувство страха смерти. Возможно, это чувство возникло у него еще, когда он даже не помнил себя.

Высказывания, афоризмы и цитаты о страх смерти. Показано из 32 Смерть мудреца есть смерть без страха смерти. Лев Н. Толстой. Страх.

Мечников Илья Ильич О страхе смерти Шопенгауэр с юных лет был очень поглощен великими вопросами человеческого бытия. Вопрос о ней был одним из наиболее интересовавших его. Боязнь болезни и смерти была у него так велика, что во время первой холерной эпидемии года он покинул Берлин под влиянием смерти Гегеля, умершего от холеры и переехал во Франкфурт, где не было холеры.

Невозможность избегнуть ее навела его на пессимистическую философию. Во все времена литература, как и философия, была очень занята задачей смерти. Эдмонд Гонкур рассказывает в своем дневнике, что при встречах с товарищами вопрос этот всего чаще составлял предмет их беседы. Вот содержание одной из них:

Духовный кризис Толстого Льва Николаевича в последние годы жизни

Все фотографии Парадокс или даже, простите, каламбур, но у истоков жизни Льва Толстого стояла… смерть. Мать Толстого, урожденная Мария Николаевна Волконская, с детства была обручена с князем Львом Голицыным, но он внезапно умер перед свадьбой. Позднее она вышла за Николая Ильича Толстого. Сама же Мария Николаевна умерла, когда маленькому Леве было 2 года. Отца не стало, когда ему было 6.

Разбираемся, как на нас влияет страх смерти и что с ним делать, .. а бесконечна», — говаривал Лев Толстой. Люди всегда бредили.

Видимо, он продолжал находиться в сознании. Н-ча произвела на меня сильное впечатление. Куда бы я в этот вечер ни пошел, везде передо мной, в моем воображении, вставало это страшное, мертвенно-бледное, насупившееся и с каким-то упрямым, решительным выражением лицо. Стоя у постели Л. Н-ча, я боялся смотреть на это лицо: Когда я не смотрел на лицо и видел только тело, жалкое, умирающее, мне не было страшно, даже когда оно билось в конвульсиях: Если же я глядел на лицо, мне становилось невыносимо страшно: Видно мала еще моя вера, если я боялся этого?

Поздно ночью приехал из Тулы доктор Щеглов. Но он уже не видал Л.

Как избавиться от страха смерти? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)